Отношение Льва Николаевича Толстого к исламу

Отношение Льва Николаевича Толстого к исламу

07.08.2018 0 Автор admin

Отношение Льва Николаевича Толстого к исламу. Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира.

Некоторые мусульмане приводят примеры принятия ислама представителем русской элиты Льва Николаевича Толстого. Как доказательство, они ссылаются на известные слова графа о том, что в нравственном отношении он ставит ислам выше православного христианства.

Толстой в письме Е.Е. Векиловой писал:

“Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше всего христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство… [1]

Слова эти были произнесены в ответе Толстого на письмо одной женщины, сообщавшей, что два ее сына — кадета перешли в ислам. На основании этого и других высказываний Льва Николаевича, сделанных им в переписке с мусульманами, некоторые авторы делают выводы о мусульманстве Толстого. Однако для таких утверждений нет веских оснований.

Его совершенно неординарное мышление было непонятным для российского общества. Духовные поиски привели его к переосмыслению значения церкви:

«Мир делал все что хотел, предоставляя церкви, как она умеет, поспевать за ним в своих объяснениях смысла жизни. Мир учреждал свою, во всем противную учению Христа жизнь, а церковь придумывала иносказания, по которым бы выходило, что люди, живя противно закону Христа, живут согласно с ним. И кончилось тем, что мир стал жить жизнью, которая стала хуже языческой жизни, и церковь стала не только оправдывать эту жизнь, но утверждать, что в этом-то состоит учение Христа [2] «

— пишет Толстой в Ясной Поляне в 1909 году. Естественно, что за этим последовало его «отлучение от церкви».

Окруженный непониманием Толстой писал:

«Я бы очень рад был, если бы вы были бы одной веры со мной. Вы вникните немножко в мою жизнь. Всякие успехи жизни — богатства, почестей, славы — всего этого у меня нет. Друзья мои, семейные даже, отворачиваются от меня. Одни — либералы и эстеты — считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие — революционеры и радикалы — считают меня мистиком, болтуном: правительственные люди считают меня зловредным революционером; православные считают меня дьяволом. Признаюсь, что это тяжело мне… И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина, тогда все будет прекрасно [3] «

Известно, что Лев Николаевич Толстой не принял ислам открыто и не имел мусульманской практики. Параллельно с признанием себя «добрым магометанином», он был восхищен учениями Конфуция и Будды и переписывался с представителями разных конфессий, к примеру с Махатма Ганди.

С одной стороны мы не ведаем о его принятии религии ислама, мы не заглядывали в его душу, с другой стороны, считается, что Толстой — философ сам в себе. Воззрения таких величайших личностей могут не иметь догматических рамок каких-либо религий, ну а его высказывание в пользу Ислама в противовес Церкви, вероятно, мог исходить из его рационально-философских воззрений, но все же Л. Н. Толстой многое ценит в исламе и оставляет нам высокохудожественные образы мусульман и волнующие и глубокие мысли об исламе.

[1] (Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений / Л.Н. Толстой. — М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1955. — С. 118).

[2] Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений / Л.Н. Толстой. — М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1955. — С. 439

[3] Толстой Л.Н. Собрание сочинений / Л.Н. Толстой. — М.: Худож. лит-ра, 1984. — С. 37.

36 просмотров всего, 9 просмотров сегодня